Преступление отбрасывает тень
Углеводородное сырье — одно из самых значимых природных богатств Иркутской области. Ежегодно объемы добычи нефти в регионе растут. На этом фоне увеличивается и число незаконных врезок в нефтепроводы, и воровство черного золота. Вывести преступников на чистую воду во всех этих случаях по разным причинам оказывается крайне сложно, даже несмотря на наличие видимых доказательств. И в чем тут дело — в коррупционных схемах, человеческом факторе или преступном бездействии соответствующих структур — остается непонятным. Ясно только одно: все преступления в топливно-энергетическом комплексе сильно бьют по имиджу Иркутской области в целом.
Кража нефтепродуктов — характерное для нефтяных регионов преступление. В Иркутской области подобные громкие инциденты случаются ежегодно. Напомним только последнее знаковое дело: в мае текущего года в Ангарске была осуждена банда, похитившая 252 тонны нефти. Преступники специально выкупили несколько земельных участков вблизи магистрального нефтепровода «Красноярск — Иркутск», куда и провели незаконную врезку. В период с 2010 по 2012 год они украли нефти на 2,8 млн рублей. Казалось бы, не такая уж и огромная сумма. Однако в результате суд приговорил лидера преступной группы к 20 годам тюрьмы и штрафу в 500 тысяч рублей. Остальные участники в зависимости от меры их вины получили сроки от двух до 10 лет тюрьмы и штрафы от 100 до 300 тысяч. На то, чтобы засадить преступников за решетку, потребовалось три года.
По разным оценкам, Приангарье входит в ТОП-5 регионов страны по числу преступлений в сфере топливно-энергетического комплекса. И большая часть этих преступлений остаются нераскрытыми, либо прекращаются в период следствия. Таких примеров в Иркутской области достаточно.
АН многократно публиковал материалы о преступлениях в нефтяном секторе. Одно из самых громких дел последних лет — дело Михаила Рожкова (АН, №34 от 11 сентября 2014 года). Он являлся учредителем и генеральным директором в нескольких ангарских фирмах, которые были посредниками при продаже нефтепродуктов, в частности он был плотно связан с ООО «Транзит Ойл» и ООО «Дельтаком». Эти компании, заключив договор о поставках мазута марки М-100 с ООО «Стандарт Ойл Компани» на 1,27 млрд рублей, недопоставили им сырья на сумму 269 млн. После этого — в конце сентября 2013 года — Михаил Рожков пропал, и спрашивать стало не с кого. По такой же схеме были «кинуты» еще несколько покупателей, общая сумма ущерба, по разным оценкам, может составлять до 1 млрд рублей.
Уголовное дело по данному факту долгое время не заводилось. Только из-за активности потерпевших после года мытарств уголовное дело на Михаила Рожкова все-таки возбудили: №19304 по ч. 3 статьи 159.4 УК РФ — «Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности в особо крупном размере». Это произошло еще 16 сентября 2014 года, однако хоть сколько бы видимого эффекта не принесло: Михаил Рожков находился в розыске, но искать его как будто бы и не собирались.
По чистой случайности фигурант объявился сам: его поймали в Нижневартовске за незаконную врезку в нефтепровод. Ущерб, который он нанес ОАО «Самотлорнефтегаз», оценили в 548 тыс. рублей. Господин Рожков ранее не был судим, имел положительные характеристики с работы и места жительства, свою вину признал полностью, осуществил явку с повинной, со следствием сотрудничал. Суд, несмотря на это, «приняв во внимание характер и степень общественной опасности совершенного подсудимым преступления», назначил реальный срок: один год в колонии общего режима и штраф в размере 40 тыс. рублей. Михаил Рожков был признан виновным по статье 158, п. 3.
В августе текущего года Рожков был этапирован в Иркутск для расследования уголовного дела, заведенного на территории нашего региона. Прошел месяц, а обвинения ему все еще не предъявлены.
С момента прибытия Рожкова этапом из Нижневартовска в СИЗО г. Иркутска руководство ГСУ МВД по Иркутской области перед началом следственных действий поменяло следователя. Уголовное дело странным образом перекочевало из следственного отдела ГСУ в городской следственный отдел. Новый следователь, не успев разобраться с деталями, вынужден в пожарном порядке проводить очные ставки. Срок по делу истекает, а в январе истекает срок лишения свободы Рожкова по решению Нижневартовского суда.
Напомним, что ранее было прекращено уголовное дело №28278, где так же фигурировал Рожков. С базы компании «Дельтаком» в Ангарске, которую контролировал фигурант, вагоны с мазутом, оплаченные компанией «БТК» из Санкт-Петербурга, переадресовали в адрес некой компании «Дина». Ущерб составил более 60 млн рублей. Стоящая на страже закона Иркутская областная прокуратура изначально заняла позицию «отфутболить» это дело в арбитражный суд, чего благополучно добилась, невзирая на все жалобы пострадавших. Но странным образом спустя ровно два года в том же Ангарске примерно по такой же схеме лишается нефтепродуктов компания «Химтрансойл» из Москвы. По слухам, ее нефтепродукты на сумму 112 млн рублей испарились в товарном парке компании, которая тесно связана с ООО «Дина». Из подразделения БЭП Москвы пришло отдельное поручение относительно данного факта. Но уже сейчас в коридорах правоохранительной системы Иркутской области ходят слухи, что это дело бесперспективно.
Можно предположить, что процесс тормозится то ли заинтересованными лицами (а там, где речь идет о миллионах и даже миллиардах рублей, заинтересованных хватает), то ли неудачными стечениями обстоятельств: постоянно меняются следователи, руководство уходит в длительные отпуска, затягиваются сроки проведения экспертиз. Казалось бы, страдает только частный бизнес, которому не повезло связаться с таким партнером, как господин Рожков. Но если смотреть на ситуацию глубже, то видно: страдает целый регион. Подобные преступления бросают тень на всю госсистему Иркутской области. Сеют сомнения в потенциальных инвесторах, готовых вложить в Приангарье деньги, в том, что у нас можно честно вести бизнес. Наш регион требует перемен. Это показала рекордно низкая явка избирателей и протестное голосование населения 13 сентября 2015 года. У населения и бизнеса теряется вера в способность власти навести порядок, особенно в таких коррумпированных сферах, как лес и нефть. На кого возлагаются надежды, покажут выборы 27 сентября, а пока терпящие криминальное бедствие бизнесмены надеются, что вновь избранное руководство областью обратит внимание на подобные дела. АН будет следить за развитием событий.
Оригинал статьи по следующей ссылке:http://kommersant-irk.com/prestuplenie-otbrasyvaet-ten/
Ничего удивительного в этом нет. Вокруг АНХК создана целая система мошенничества с нефтепродуктами. И этой системе можно уже праздновать юбилей. Кто только не озолотился на заезжих коммерсантах. И милиция, и полиция и прокуратура. Самое страшное, что сами полицейские спокойно говорят, что за "нефтяные деньги" погибло большое количество людей. Правильно подметили, что при таком отношении, коммерсантам у нас делать работать не дадут. Власть необходимо переформатировать, а то живем как в Чикаго.
Хорошо знаю одного из пострадавших в этой истории.Потерпевшие,а их много,целый год добивались возбуждения уголовного дела.Сотрудники правоохранительных структур относились к ним как к скоту,шпыняя из кабинета в кабинет и прикрываясь формальными постановлениями и отписками.Люди измучились и озлобились.Вопрос,кто из властных или правоохранительных структур заинтересован замять это дело о хищении сотен миллионов?Сомневаюсь что какой-то бизнес придет в область, при такой ситуации в правоохранительной и во властных структурах и не прикрытой коррупции.
Виталия Попова убили в феврале 2007 года. Хороший был мужик. Пытался навести порядок. Его застрелили в подъезде. Прошло 8 лет, преступления вокруг АНХК не прекращаются, суммы умопомрачительные, Ангарск это Чикаго в самые худшие годы. Эти питерские и московские коммерсанты ничего не добьются. Все начальство полицейское и прокурорское "выросло" из Ангарска.



