
Депутаты предлагают запретить суррогатное материнство
27 марта в Госдуму внесен законопроект о запрете суррогатного материнства. По мнению инициатора проекта, члена Совета Федерации от Владимирской области Антона Белякова, такая мера должна помочь остановить коммерциализацию этой услуги.
Законопроект предусматривает запрет на использование суррогатного материнства - вынашивания и рождения ребенка по договору между женщиной, которая будет вынашивать плод после переноса донорского эмбриона, и потенциальными родителями (чьи половые клетки использовались для оплодотворения), для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям.
Беляков считает, что Россия в настоящий момент относится к странам с «самым либеральным» и «наименее проработанным» законодательством, регулирующим вопросы суррогатного материнства.
В настоящее время оказание услуг суррогатного материнства в России регулируется путем заключения гражданско-правового договора, который допускает любые обязанности и права сторон. При этом такой договор не гарантирует их строгое исполнение, отмечается в пояснительной записке к документу. Биологические родители сегодня могут забрать новорожденного только с согласия суррогатной матери, что часто приводит к скандалам.
Авторы документа предлагают внести поправки в законы «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и «Об актах гражданского состояния», а также в Семейный кодекс.
В пояснительной записке к документу также указывается, что в ряде стран, в том числе в Австрии, Германии, Норвегии, Швеции, Франции, а также в отдельных штатах США, суррогатное материнство полностью запрещено. А в других странах – например, в Великобритании, Израиле и Швейцарии, введены очень жесткие ограничения, в том числе запрет на оказание услуг суррогатного материнства на коммерческой основе.
Автор законопроекта полагает, что эти обстоятельства, а также относительная дешевизна таких услуг уже привели к тому, что услуги суррогатного материнства стали «весьма быстро развивающимся и почти не регулируемым государством бизнесом».
По мнению Белякова, до тех пор, пока в России не будет выработан комплексный подход к суррогатному материнству, к защите интересов детей, суррогатных матерей и потенциальных родителей, в России суррогатное материнство следует запретить.
Глава Совфеда по социальной политике Валерий Рязанский предлагает, не запрещая суррогатное материнство, внимательно проанализировать ситуацию в этой сфере. В то же время он отметил, что запрещать суррогатное материнство нельзя, потому что это приведет к криминализации этих услуг.
А сенатор Елена Мизулина на этот раз не выступает за полный запрет суррогатного материнства, поскольку «есть случаи, когда этот способ остается для супружеской пары единственной возможностью иметь собственных биологических детей».
Вместе с тем Мизулина резко возражает против коммерческой составляющей суррогатного материнства:
«В Германии, Франции, Норвегии, Австрии, Швейцарии, Дании, Италии, во многих штатах США коммерческое суррогатное материнство уже приравнено к торговле людьми — эксплуатации тела человека, его репродуктивных функций. Подобная форма торговли людьми — одна из очевидных угроз всему человечеству, так как способность вынашивать ребенка не должна ставиться в один ряд с обыденными оплачиваемыми услугами», — убеждена она.
По словам Мизулиной, в настоящее время права суррогатной матери и биологических родителей никак не защищены, при этом совершенно очевидно, что для суррогатной матери существует целый ряд рисков, прежде всего, угроза физическому и психическому здоровью.
Сенатор подчеркнула, что суррогатное материнство зачастую сопровождается криминальной составляющей, когда этот бизнес начинают контролировать преступные группировки.
Идею полного запрета суррогатного материнства ранее раскритиковали в Общественной палате. Член комиссии по поддержке семьи, детей и материнства Юлия Зимова считает, что подобные меры поставят людей, которые не могут самостоятельно родить ребенка, в безвыходное положение.
«У нас это есть, и это будет всегда. Это как аборты, это надо просто урегулировать… Если автор законопроекта считает этот механизм несовершенным, то надо его прописать, заложить, наоборот, регуляцию этого механизма, чтобы это было максимально открыто, чтобы максимально продуманно и правильно»,— заявила Зимова.
С тем, что суррогатное материнство нужно не запрещать, а регламентировать, согласен и первый зампред комитета ГД по охране здоровья Сергей Фургал:
«Нужно не запрещать, а регламентировать… Нужно регламентировать таким образом, чтобы не возникало правовых коллизий. В чем это заключается? Это должно быть четко под контролем государства», — сказал Фургал в интервью РИА Новости.
Он добавил, что не видит ничего страшного в том, что здоровые женщины, которые попали в тяжелую жизненную ситуацию, согласны и хотят выносить для кого-то ребенка.
«Если есть согласие двух сторон и это все законным образом зарегламентировано и договорено, то, я считаю, нормально: она рожает ребенка, за это получает деньги», — отметил депутат.
Новости похожей тематики
- Игорь Кобзев: Пособия беременным и детям из неполных семей начнём выплачивать с 1 июля
- В Иркутском областном перинатальном центре планируют создать современный хирургический корпус
- Беременные женщины пройдут исследование на коронавирус
- Для планирующих беременность женщин подготовят особый календарь прививок
- В Госдуме предложили проводить уроки на тему раннего материнства
- В Госдуме предложили переименовать суррогатных матерей
- На тест-полоски для инсулинозависимых детей и беременных в Приангарье нужно 200-250 млн рублей













