
Святки: история и христианские традиции
Прошел праздник Рождества Христова, и наступили святочные дни. Святки – это праздничный период с 8 по 17 января, от Рождества до Крещенского сочельника, или, как говорилось в народе, «от звезды до воды». Это особое время в году, время добра и радости, время славить родившегося Христа и делиться праздником с другими. По существу, Святки – это единый праздник, протянувшийся на целых 10 дней.
***
Христианская традиция празднования Святок имеет давние традиции: известно, что уже в IV веке в Греции христиане отдыхали и веселились две недели после Рождества. Возможно, отсюда и пошло название Святок – все эти дни христиане «святят», то есть прославляют Христа и его Рождество. А с 567 года дни от Рождества Христова до Богоявления (Крещения) церковь официально причислила к праздничным.
В католической церкви период Святок тоже почитается и называется Рождественским временем. Основу его составляет «октава Рождества»: она длится 8 дней и заканчивается 1 января – в день Торжества Пресвятой Богородицы. Весь этот период службы проходят особенно торжественно, духовенство облачается в белые одежды. В последний день Святок, 6 января, часто устраивается карнавал.
***
На Руси Святки всегда были общенародным праздником, объединяющим и знать, и простой народ.
В сам день Рождества каждый считал своим долгом побывать на богослужении. Многие храмы бывали настолько переполнены, что даже раздавались билеты на праздничную службу!
В Святки Церковь призывает всех как можно чаще посещать храм, чтобы прославлять Рождество Христово.
Чтобы праздник был у всех, в дни Святок издавна принято посещать тех, кому особенно трудно. Еще в Византии сложился обычай в эти дни посещать больных, узников, нищих, дарить им подарки, поздравлять с Рождеством и помогать, чем можно. Этот обычай сохранился и в наши дни: во многих приходах принято поздравлять с Рождеством тех, кто оказался в эти дни в больнице, тех, кто по немощи сам не может прийти в храм, детей из домов ребенка и детских домов, заключенных… Скромные подарки, угощение, тропарь Рождества и праздничные колядки – всё это помогает разделить радость праздника со многими. Очень хорошо в эти дни навестить своих родителей, пожилых родных.
От языческих времен надолго, особенно в селах, осталась традиция наряжаться – в медведя, шута и т. д., а затем ходить из дома в дом «колядовать». Ряженые (дети и молодежь) заходили поочередно в каждую избу с пением колядок – песен, славящих Рождество Христово. За песни было принято одаривать колядующих сладостями. Известно, что колядовать любил Петр I.
Однако после его смерти официальной императорской грамотой было запрещено колядование и ряжение. Этот обычай превратился в истинно христианский: визит в каждый дом христославов - группки детей и молодежи - символизировал приход пастухов, волхвов, возвещающих всему миру весть о Рождестве Спасителя. Они ходили из дома в дом, неся впереди Вифлеемскую звезду, а часто и икону Рождества. И везде пели хозяевам рождественский тропарь, кондак, колядки, духовные песни.
Популярны были и кукольные представления – «вертепы». Это спектакль о Рождестве, в котором участвовали картонные, глиняные или деревянные куклы волхвов, пастухов, ангелов, царя Ирода.

***
Высший свет развлекался немного иначе. Одним из ярких событий празднования Рождества традиционно был Святочный бал. На этих балах часто впервые «выходили в свет» юные красавицы. Танцевали мазурку, вальс, польку, полонез; играли в настольные игры, шарады; смотрели представления кукольного театра. Если в период новогодних празднеств император находился в Москве, то главный новогодний бал устраивался в Большом Кремлевском дворце.
И среди знати, и среди простого народа, как в деревнях, так и в городах, было принято в период Святок собираться вечерами всей семьей, звать родных и друзей на так называемые «святые вечера». Император Александр III заложил традицию посещения рождественских «елок» для офицеров и солдат членами императорской семьи. Императрица Мария Федоровна лично раздавала солдатам и казакам подарки. Для офицеров праздник устраивался на второй день Рождества в Арсенальном зале Гатчинского дворца, где ставили елку и стол с подарками, а после их раздачи было чаепитие.
Простые горожане тем временем катались с гор, в санях, посещали рождественские представления в балаганах. В Москве на Соборной площади наряжали елку, в Манеже проходили самодеятельные концерты, а на Воробьевых горах с 1891 года один из московских рестораторов организовывал фейерверк.
***
В наши дни многие из этих традиций возрождаются. Рождественские балы проходят во многих городах России и пользуются большой популярностью. Многие музыкальные коллективы и просто группы энтузиастов уже много лет устраивают праздничные колядования, славления Христа и в парках, и на улицах, и в больницах, и в торговых центрах…
К середине XIX века в литературе, сначала зарубежной, а потом и русской, возник особый жанр – святочный, или рождественский, рассказ. В нем непременно есть место чуду – сказочному либо просто «случайному» стечению обстоятельств. Герой такого рассказа, в начале находясь в трудной ситуации либо в духовном кризисе, непременно преображается в финале рассказа, обычно счастливом. Основателем жанра святочного рассказа считается Ч. Диккенс с его знаменитой «Рождественской песней в прозе».
В русской традиции святочных рассказов большое место занимает социальная тематика, например, «Мальчик у Христа на ёлке» Ф. М. Достоевского, святочные рассказы Лескова. Сейчас этот жанр не забыт – современные писатели не только пишут рождественские рассказы, но и проводят конкурсы на лучший из них.
***
Ну, а как же гадания? А вот их Церковь категорически запрещает - как на Святках, так и когда-либо. «Cвяточные гадания, — это лучший способ испортить отношения с Христом в начале нового года. Тем, кто говорит, что традиция идет от волхвов, принесших дары младенцу Христу, отвечу — они шли от гадания к Христу, а их сегодняшние подражатели — в обратном направлении» — пишет диакон Андрей Кураев.
Последние дни Святок были посвящены подготовке к празднику Богоявления, или Крещения Господня. Во льду рек и озер прорубали крестообразную купель и празднично ее украшали.
Любовь, мир и милосердие должны быть неразлучно с нами в эти святые дни!
Новости похожей тематики
- Светлая Пасха! Как отмечали Великий праздник в старину и как сегодня? (+ видео)
- Адвент-календарь: в ожидании праздника
- 25 декабря иркутские католики отметят Рождество
- Рождество: история и традиции праздника
- Знаем историю – гордимся страной
- Благодатный огонь из Иерусалима доставят в Иркутск 21 апреля
- Старый Новый год в 2025 году: когда его отмечать и какие у праздника традиции













