Жители Ширяева выступают против строительства центра по переработке радиоактивных отходов
В 30 километрах от Иркутска, на территории Ширяевского муниципального образования, с 1967 года работает пункт по хранению радиоактивных отходов. В прошлом он назывался «Радон», сейчас поменял название на Иркутское отделение филиала «Сибирский территориальный округ» ФГУП «РосРАО». Летом этого года жителей Ширяевского МО огорошили новостью: создан проект, согласно которому на площадке бывшего «Радона» отходы будут не только хранить, но и перерабатывать. Ширяевцы взбунтовались.
Накаленные слушания
Дабы проинформировать население о проекте центра переработки и переплавки радиоактивных отходов, в администрации Ширяева состоялись общественные слушания, которые сразу же приняли накаленный характер.
Специалисты РосРАО пытались что-то объяснить людям, но население услышало только ключевые слова «радиация», «переработка» и доводы специалистов игнорировало.
Так, присутствовавший на слушаниях житель д. Ширяева Анатолий Казаков на перспективу строительства центра отреагировал очень эмоционально. Он был возмущен, что на такое важное мероприятие пришло мало односельчан. Закончив свое выступление риторическим вопросом «Для чего тут переработка — чтобы мы через десять лет все сдохли?», он вышел из зала вместе со своим товарищем.
О чем говорит мониторинг?
Надо отметить, что уже без малого полвека д. Ширяева живет по соседству с пунктом переработки радиационных отходов и, по словам специалистов, это никак не отразилось ни на здоровье людей, ни на экологической обстановке. Радиоэкологическая обстановка здесь всегда была в норме.
Пункт хранения неоднократно проходил моделирование и делал анализ возможных аварий — без этого предприятие не получило бы лицензию на деятельность. Рассматривались разные варианты развития событий: падение самолета или затопление хранилищ — с предположением, что в них находятся неупакованные отходы. Итогом всех этих мероприятий стал вывод: даже при самом серьезном происшествии радиоактивные вещества не выйдут за пределы хранилищ и зданий, не говоря уже о пределах площадки.
Лежит под открытым небом
В центре переработки Иркутская область нуждается давно. Это связано прежде всего с выводом из эксплуатации ряда объектов Ангарского электролизного химического комбината. На площадке комбината скопились металлические фрагменты и строительные конструкции, загрязненные радионуклидами. В целом здесь находятся десятки тысяч тонн металлических радиоактивных отходов, которые и поступят на переработку в центр кондиционирования, если он будет построен. Ну а пока опасный металлолом лежит под открытым небом.
— Первый этап переработки, в котором нуждается радиоактивный металл, — это дезактивация, — рассказывает Сергей Мироненко, заместитель директора по основной деятельности Сибирского территориального округа РосРАО. — С поверхности металлических изделий будет снято радиоактивное загрязнение. Таким образом, удастся очистить 65% металла. Остальные 35% будут переплавляться, радиоактивные вещества перейдут в шлак.
Инвестиции по федеральной целевой программе «Ядерная и радиационная безопасность России», позволяющие начать в д. Ширяева строительство центра кондиционирования радиоактивных отходов, запланированы на 2020 год. Однако, чтобы стройка началась, нужно, чтобы проект прошел главгосэкспертизу, государственную экологическую экспертизу и получил положительную оценку при проведении общественных слушаний.
Категорически против
В кабинете Екатерины Кретовой, специалиста по правовым вопросам администрации Ширяевского МО, лежит несколько книг предложений и замечаний. В них фамилии, подписи и одинаковые фразы: «Категорически против». Есть те, кто высказался более подробно: «Нам не нужны больные дети» и «Я против данного объекта, так как вопрос не был освещен как надо».
— Наша общественность новостью о строительстве центра переработки радиоактивных отходов была взбудоражена, — говорит Екатерина Кретова. — Активисты собирали подписи. Все люди были едины в своем мнении — никто не хочет жить в соседстве с таким опасным объектом. На общественных слушаниях нас убеждали, что это предприятие не такое опасное, и показывали слайд-шоу. Но все эти цифры, термины… Они привезли три коробки материалов, я попыталась почитать… Простому человеку такое понять сложно. Мы попросили, чтобы представители РосРАО изложили суть проекта более понятно и опубликовали объяснения в «Ширяевском вестнике».
— Это опасность, которую не видно и не слышно. Но она есть, — говорит Дмитрий, житель д. Ширяева. — У нас в поселке люди очень часто болеют онкологическими заболеваниями, и я думаю, что это неспроста. Мы боимся за своих детей — им тут расти. Радиация — это что-то такое, что в случае аварии нельзя удержать. Она пойдет на поселок и отравит воздух, землю. А мы будем дышать, есть отравленные овощи и даже не знать об этом.
Специалисты Сибирского территориального округа РосРАО отмечают: на слушаниях рассматривались пока только проектные материалы по центру кондиционирования радиоактивных отходов. Следующим этапом будет разработка рабочей документации. Чтобы получить возможность реализации проекта и получения лицензии на строительство центра, общественные слушания будут проведены еще раз.
Справка СМ Номер один
Иркутский филиал «Сибирский территориальный округ» ФГУП «РосРАО» принимает на хранение радиоактивные отходы низкой, очень низкой и средней активности. В основной массе это отслужившие свой срок источники ионизирующего излучения, которые используются в медицине, метрологии и приборах контроля — дефектоскопе, уровнемере. Кроме того, на пункте принимают грунт, строительные конструкции и оборудование, загрязненное радионуклидами. Облученное ядерное топливо предприятие не принимает.
Остальные 35% будут переплавляться, радиоактивные вещества перейдут в шлак.
Частично в шлак, а частично в воздух. В виде радиоактивной пыли и радиоактивных аэрозолей. 18 км. Значит все будет в атмосфере Ангарска. Как это уже происходит. Незаконная переплавка на АЭХК.
«Ни в материалах оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), ни на слушаниях нам не было представлено убедительных аргументов против продолжения переплавки и дезактивации отходов на ОАО «АЭХК», непосредственно рядом с местом нахождения этих отходов, - считает участвовавший в слушаниях профессор физического факультета ИГУ Сергей Коренблит. - Они представляют собой оборудование АЭХК, хорошо знакомое специалистам комбината, которые могут участвовать в приведении их в менее опасное состояние. Более того, АЭХК имеет десятилетний опыт переработки уже примерно 12 тыс. тонн этих отходов. Логично предположить, что АЭХК справится с этой работой и в дальнейшем. Кроме того, это исключит транспортировку радиоактивных отходов через Иркутск».
«В обсуждаемом ОВОС признаётся, что безопасной технологии плавления радиоактивных металлических отходов, отвечающей всем действующим нормам, не существует,
Если сейчас годовое поступление изотопов урана «в единицах веса» составляет 0.0388 мг на каждого жителя Ангарска. То при открытии "плавильного завода"в легких ангарчан станет оседать еще больше радиоактивных загрязнений.
зы
Спасает нас только мировой кризис. Кризис перепроизводства в Китае. Чистый металл не знают куда деть. Что говорить про "нормативно чистый" металл. Цены падают на алюминий, на железо, на все. Завод этот будет убыточным. Жителям на общественных слушаниях надо требовать проект завода с замкнутым циклом воздухопользования и водопользования. Чтобы не было никаких выбросов в окружающую среду.
Я не специалист в терминологии, но у меня возникает вопрос: разве металлоконструкции цехов - это радиоактивные отходы?
Читал как дезактивируют металлоконструкции - пескоструйкой и шампунем... Это, согласен, можно деланть на АЭХК.
Далее вопрос - а для чего плавить металлоконструкции? В чем соль(профит) этой технологии?
В чем соль(профит) этой технологии
Во первых происходит компактирование, во вторых во время плавки примеси в том числе радиактивные должны уходить в шлаки, либо используется технология вспенивания, чё это не знаю. В третьих радиоактивные материалы дефундируют в поверхностные слои, а это значит распад легко можно зафиксировать, при плавке происходит интенсивное перемешивание и гомогенизация расплава, при этом поверхностная активность сильно уменьшается, и только изотопный анализ может дать ответ сколько изотопов и какие содержатся в полученном слитке. Хоть и говорят о строгом учете таких материалов, но если захотят слитки сплавить налево, то служба радиациооного контроля с обычными регистраионными приборами радиоактивного контроля определят металл как чистый и вуаля фокус прокатил...













