Землянка - юрта - коммуналка
Музей «Старая квартира» приглашает в 1951 год
Эволюционная цепочка ангарского жилья состоит из четырех основных звеньев: землянка - юрта - коммуналка - отдельная благоустроенная квартира. О быте первостроителей расскажут в музее «Старая квартира». В двух комнатах клуба по месту жительства «Мечта» собраны вещи, служившие людям в 1940-60-е годы. Все, что окружало первых ангарчан: мебель, книги, вышивки, - стало реликвиями, частью истории города.
Со старой прялкой в новый город
Музей расположен в старой части города, на пересечении улиц Октябрьской и Сибирской. Если идти по тихой улочке от памятника политкаторжанам, как раз выйдете к нужному дому. Он находится рядом с первым домом Ангарска, первым детским садом, в одном из первых жилых кварталов.
- Идея создать экспозицию о жизни первостроителей принадлежит Валентине Яковлевне Елизаровой. Она обратилась к ангарчанам с просьбой принести старинные вещи. За две недели доставили столько экспонатов, что хватило полностью обставить две комнаты, - рассказывает педагог клуба «Мечта» Любовь Смирнова. - В одной был создан интерьер 50-х годов, в другой - 60-70-х.
В закромах хранились любопытные вещи, которые пережили землянки и юрты.
Среди первых поселенцев было немало жителей из окрестных деревень. Люди стремились обустроить свой быт, создать традиционные крестьянские условия жизни, которые помогали обосноваться в Сибири не одному поколению. Если в землянках на первое время ставили буржуйки, то позже клали русские печи. С утра в Копай-городе среди заснеженных сосен из-под земли поднимались струйки дыма.
Печка выручала в самые лютые морозы. На горячей лежанке отогревались, восстанавливали силы и лечили простуду. В течение суток она хранила тепло, высушивала намокшую одежду. В ней выпекали хлеб, готовили еду на весь день, грели воду, чтобы искупать ребятишек. Среди экспонатов музея - чугунки, глиняные горшки, деревянные ложки.
С собой привозили прялки, веретена, пяльцы. После работы женщины вязали носки, варежки, старались украсить свое жилище вышивками. Лучшие вещи хранили в запертых на замок деревянных сундуках.
Но землянки люди рассматривали как временное жилище, и было большой удачей для семьи переехать в юрту.
Восемь метров по диагонали
Первая партия легких сборных домиков под названием «Жильё №2» была доставлена на место строительства из Финляндии в 1947 году. За круглую форму их назвали юртами. Позже производство щитовых домов для соцгородов-новостроек было освоено в Соликамске на Урале.
Главное преимущество юрт - быстрая сборка. Конструкции выгружали из вагонов - и на стройплощадку. За три-пять дней круглый дом, восемь метров по диагонали, был готов. За короткий срок посёлки из юрт возникли на месте нынешнего Центрального рынка, 95 квартала, в районе посёлка Байкальск, Сангородка. Всего на территории Ангарска было около ста юрт.
В круглом доме площадью 48-50 квадратных метров селили по четыре семьи. Перегородки делали из фанеры, в каждой части - свой вход, печь и окно. Новоселы, переехавшие из землянок, были счастливы: в юрте тепло, светло, хотя все же тесно.
- Мебели было немного, старались обходиться самым необходимым. Мужчины сами мастерили нужное в домашнем хозяйстве, - рассказывает Любовь Смирнова. - Вся посуда умещалась в одном шкафчике. Книги, школьные принадлежности - на этажерке. Посреди комнаты - круглый стол. Его использовали как обеденный, за ним дети делали уроки, а под столом играли малыши.
Особой приметой того времени являлись портреты вождей, их размещали на самом видном месте. Иконы редко встречались, а изображения Ленина, Сталина - обязательно.
Юрточные поселки просуществовали более 10 лет. Последний круглый дом на территории города был снесен в 1959 году, на этом месте в 95 квартале, возле парка имени 10-летия Ангарска, построили пятиэтажку.
Однако в пойме Китоя, в лагере «Строитель», более известном как «Сковородка», юрты еще послужили. В каждой из них умещался отряд пионеров из тридцати человек.
Одну из юрт администрация военно-спортивного лагеря «Казачье войско» хотела сохранить для истории, да не уберегла: ветхое строение сгорело несколько лет назад.
С видом на комфорт
Рабочий поселок рос, увеличивалось число его жителей. Первоначально предполагалось, что на Китойской площадке будут обслуживать комбинат-16 около 15 тысяч человек. Но в 1950 году в междуречье уже проживало в два раза больше людей. Новые кварталы строили ударными темпами, но благоустроенного жилья на всех по-прежнему не хватало. К примеру, в квартире, где находится музей, жили четыре семьи - не дом, а муравейник. Кухня - 8 «квадратов», узенький коридор, где два человека едва разойдутся.
- Зато в комнатах старались создать уют. - Любовь Геннадьевна достает из комода кружевные подзоры. - Обратите внимание, здесь все ручная работа: подушки-думки, вышитые гладью, салфетки с вышивкой ришелье. Наши бабушки были мастерицами.
Среди экспонатов не только домашнее убранство, но и наряды послевоенных лет. Гимнастерки, в которых возвращались с войны фронтовики, а рядом - гражданская щегольская вельветовая куртка с металлическими молниями. Женский послевоенный шик - плюшевая тужурка и блестящие резиновые боты с меховой отделкой и на каблуках.
- При всех бытовых трудностях жили весело, дружно. Если был патефон, под пластинки танцевала вся улица. - Любовь Смирнова с гордостью показывает ценный музыкальный экспонат. - Выносили патефон на улицу и устраивали танцплощадку прямо во дворе.
Музей постоянно пополняется новыми экспонатами. Их передают в дар ангарчане, чтобы из отдельных мелочей сложить картину эпохи.
Эволюционная цепочка ангарского жилья состоит из четырех основных звеньев: землянка - юрта - коммуналка - отдельная благоустроенная квартира. О быте первостроителей расскажут в музее «Старая квартира». В двух комнатах клуба по месту жительства «Мечта» собраны вещи, служившие людям в 1940-60-е годы. Все, что окружало первых ангарчан: мебель, книги, вышивки, - стало реликвиями, частью истории города.
пусть прошлое живёт и оттеняет настоящее.
Землянка, юрта, барак...везде ступала детская нога Бабусеньки. Лучшее всего было в бараке. Длинный коридор, комнат многа-многа, и в каженной дети. Особенно осенними и зимними вечерами дюже в коридоре было весело. И как крыши с барака не срывало, непонятно. Сейчас представить невозможно, даже страшно! - ни в одной комнате не было телевизора!!!???. Радиоточка, правда, была. И все слушали одно и тоже, разнообразия жанров, стилей, не наблюдалось
ну и, разумеица, удобства на улице, поэтому возле двери каждой комнаты ведро. Это другая смешная тема, которая наблюдалась,
особливо в ночное время.
Ад - место, где десять заповедей преследуются по закону.
Генри Луис Менкен










