Сергей Темит: На юбилей фестиваля "Джаз-Олимп" приедет сам Бутман
15 ноября в ДК «Нефтехимик» состоится гала-концерт детско-юношеского фестиваля «Джаз-Олимп», который уже в десятый раз будет принимать одаренных юных музыкантов из разных городов России. В преддверии этого мероприятия мы решили встретиться с одним из организаторов фестиваля и его идейным вдохновителем - Сергеем Темитом, преподавателем эстрадного отделения школы искусств №2.
- Сергей, фестиваль настолько прочно вошел в жизнь Ангарска, что даже трудно вспомнить те времена, когда музыка «Джаз-Олимпа» не звучала в нашем городе. Напомни, расскажи, как все начиналось.
- Джазовые конкурсы и фестивали Иркутской области начинались в Ангарске. И первые взрослые фестивали «Джаз на Байкале» проходили у нас, а потом уже переехали в Иркутск. И когда взрослый фестиваль переместился в областной центр, возникла идея создания детского джазового фестиваля. Эта идея витала в голове года четыре, пока мы с Юрием Куртиловым не представили предложение на конкурс муниципальных грантов. И в 2005 году выиграли!
Тот, первый, фестиваль проходил в школе искусств №2. Было около двухсот участников из разных городов Иркутской области, из Улан-Удэ: солисты, ансамбли, оркестры. В 2005 году гости приехали за свой счет, а их проживание, питание и поощрительные призы каждому участнику мы взяли на себя. Подарки тогда были очень хорошие. Фестиваль прошел достойно, причем был сильный состав участников, без проходных вариантов. Сильные музыканты приезжают к нам до сих пор.
- Какие еще города России проводят детские джазовые фестивали?
- Есть детское отделение в нашем областном фестивале «Джаз на Байкале», но там для ребят - настоящая каторга, все проходит в один день. У нас фестиваль длится три дня, это и праздник, и общение, и мастер-классы. То есть мы - не просто «поиграть и себя показать».
Иногда проходит детский фестиваль в Новосибирске, но он нестабильный. Раньше были фестивали в Тайшете, Абакане, куда приезжали зарубежные исполнители. Но потихоньку там все развалилось.
- Понятно, что самостоятельно вытянуть такой грандиозный проект просто нереально. Как справляетесь?
- В прошлом году выиграли грант от АЭХК, провели фестиваль. Основная помощь - родители и постоянные спонсоры, ставшие надежными партнерами. Им всем я хочу сказать огромное спасибо. Из музыкантов нам существенно помогают Сергей Рушковский и Вячеслав Титов. В прошлом году действенную помощь оказала администрация Ангарского городского округа. Власть впервые обратила на нас внимание. Чувствуется поддержка, за которую мы очень благодарны.
- Кто из именитых зарубежных музыкантов выступал на «Джаз-Олимпе»?
- Приезд музыкантов - это дорогостоящая акция, у нас таких денег никогда не было. Тем не менее в 2010 году у нас были Синди Паттон и трио Кушнира. Нам тогда помог Союз промышленников и предпринимателей, а денег на их приезд в Ангарск дал Игорь Бутман. Там была интересная история. Я с Бутманом познакомился в 2010 году на иркутском форуме, рассказал ему о нашем фестивале. Тогда же познакомился с представителями иркутской администрации, они обещали помочь. Увы, помощи не было, в «серый дом» я так до сих пор и не попал. А в тот момент, поняв, что нужно как-то выходить из ситуации, позвонил Бутману в Москву и попросил его оплатить дорогу наших гостей. Он согласился.
- Я знаю, что Бутман приедет на этот фестиваль. В чем будет заключаться его роль?
- Этой весной мы встретились с ним на фестивале «Джаз на Байкале», я попросил его стать гостем «Джаз-Олимпа». Бутман ответил, что при свободных днях в его насыщенном гастрольном графике это будет возможно. К счастью для нас, 15 ноября он будет свободен от гастролей и на день прилетит в Ангарск. В заключение гала-концерта Бутман исполнит несколько произведений, примет участие в награждении конкурсантов, а вечером в ДК «Нефтехимик» состоится его сольный концерт. В Иркутске он выступать не будет. Так что его выступление станет эксклюзивным и мы ждем большое количество иркутян на концерт маэстро.
- Помимо Бутмана, в рамках фестиваля выступит российско-американский квартет The Staple. Алексея Подымкина, одного из ведущих пианистов России, мы хорошо знаем с первого, еще ангарского фестиваля, любим его и ждем встречи. А кто остальные участники?
- Этот сессионный коллектив и собрал Алексей Подымкин. У квартета сейчас гастрольный тур по России - 24 концерта в разных городах, среди которых Иркутск и Ангарск, наш фестиваль. Это оригинальный музыкальный проект, у каждого из участников есть свой удачный гастролирующий коллектив. В составе квартета москвич Борис Галкин, контрабасист, который работал в Лондоне и Нью-Йорке. Из США приедут саксофонист Марк Шим, уже ставший легендой, и Колин Стрэнахан, один из самых востребованных барабанщиков нью-йоркской джазовой сцены. Сейчас решается вопрос о возможности дать, помимо концерта, мастер-классы для участников фестиваля.
- В этом году немного поменялись условия фестиваля: предварительные прослушивания будут проходить не на турбазе, как это было в последнее время, а в школе искусств №2. Почему?
- Уезжая на турбазу, мы лишали большое количество зрителей возможности побывать на предварительных прослушиваниях, которые, как правило, довольно интересны. За город публика ехала неохотно, и мы играли для себя. А сейчас люди могут поприсутствовать на прослушиваниях, в ходе которых отбираются участники гала-концерта. Он в свою очередь становится сильнейшим стимулом для участников, будит желание совершенствовать мастерство и достигать новых высот.
- Какие города были наиболее активными за 10 лет работы фестиваля?
- Ангарск, Иркутск, Улан-Удэ, Абакан, Братск, Минусинск. За эти десять лет я наблюдаю мощный рост в коллективах. Составы меняются, кто-то из участников вырастает из детского фестиваля, но общий рост коллективов наблюдается воочию.
- Как ангарская публика воспринимает юных джазменов?
- Публика у нас хорошая, лучшая. Гости из других городов отмечают это, а им есть с чем сравнивать. Но непросвещённых зрителей пугает слово «джаз». Зря пугает, ведь, когда ты видишь, настолько мастерски человек владеет инструментом, ты попадаешь в это энергетическое поле, и джаз уже не страшен. Он понятен и интересен. А если на сцену выходит шкет с инструментом и выдает такое, что зал с ума сходит от восторга, тут любому зрителю, независимо то того, любит он джаз или нет, будет интересно!
Чтобы люди пошли на фестиваль, нужна и реклама. К сожалению, СМИ нас не балуют. Может, и поэтому многие ангарчане на вопрос, кто такой Бутман, отвечают: «А, это тот, который на коньках в «Ледниковом периоде» был!» или «А, это который с Путиным в хоккей играл». И лишь потом про саксофон вспоминают.
- Какие планы по дальнейшему развитию фестиваля?
- Мечтаем о многом. Чтобы вокалисты пели не под минусовку, чтобы были мастер-классы. В каждом фестивале должна быть какая-то своя фишка, а все это стоит денег. Так что нам тяжело, но интересно!





