Эксперт: При землетрясении в 8 баллов почти весь Иркутск выстоит
4 февраля около 2:27 ночи по местному времени жители Иркутска ощутили сильный подземный толчок. Эпицентр землетрясения находился на Байкале, около острова Ольхон. При таких встрясках иркутянам не стоит беспокоиться, рассказал корреспонденту ИА «ИркСиб» заведующий лабораторией сейсмостойкого строительства, кандидат геолого-минералогических наук Юрий Бержинский.
«Расчётная шкала землетрясений для Иркутска и Ангарска – 8 баллов, – говорит Юрий Анатольевич, – и мы можем спать спокойно до превышения этих показателей».
Жители Ново-Ленино и Нижней Лисихи подземные толчки ощущают лучше, чем в других районах Иркутска.
«Район Ново-Ленино ближе к объездной дороге из-за выхода почти на поверхность полускальных грунтов будет ощущать 7 баллов. А вот в районе Нижней Лисихи по правую руку, спиной к плотине ГЭС, район интенсивной застройки, в самом низу – 9 баллов. Это площадка неблагоприятная с точки зрения сейсмики, и, тем не менее, там строят высокие дома, – говорит учёный. – Для примера, если в эпицентре землетрясения зафиксировано 6 баллов, как сегодняшней ночью на Ольхоне, а до Иркутска дошло 4, то в Ново-Ленино будет ощущаться 3, а в Нижней Лисихе – 5. Если, не дай бог, к нам из эпицентра придёт 8-балльное землетрясение, то в Ново-Ленино будет 7 баллов, а в Нижней Лисихе – все 9». Меньше всего подземных толчков ощущают жители микрорайона Солнечный. В Правобережном округе будет ощущаться около 8 баллов. Это связано прежде всего с глубиной пролегания грунтовых вод. Чем выше к поверхности грунтовые воды, тем ощутимее проявляются землетрясения. Высокий уровень грунтовых вод – это неблагоприятные условия с точки зрения сейсмики.
У сейсмологов есть такое понятие как «сценарий сейсмического бедствия», в котором прогнозируются те или иные последствия подземных толчков, вплоть до разрушения зданий. В Иркутской области такой сценарий практически невозможен при условии, что магнитуда не превысит 8 баллов. Наш сценарий может развиваться в другом направлении – паника людей, особенно в зимний период.
«Если произойдёт землетрясение силой в настоящие 6 баллов, то люди зимой выйдут из домов, и будут пережидать землетрясение на улице. Скорее всего, стены домов при таких толчках дадут трещины, но не разрушатся. Тем не менее, люди будут стоять на морозе и не пойдут в свои дома и квартиры. Такой сценарий сейсмического события был 26 февраля 1999 года. В акватории Байкала напротив Листвянки примерно в 20-25 км от западного берега был эпицентр землетрясения, которое произошло в 03:00 ночи. Жители крупнопанельных трехэтажных домов выбежали на улицу и до 08:00 утра находились на морозе -20-25°C, пока не приехали сотрудники МЧС. Хотя никакой опасности обрушения здания не было, тем не менее, граждане не возвращались в дома», – вспоминает сейсмолог.
Именно такие – панические – действия испуганных людей опасны во время землетрясения.
Опасаться разрушения домов стоит тем людям, которые живут в зданиях, построенных из бетона низкосортного качества – монолитного шлакоблока. Конечно, есть аварийные здания, которые по каким-то причинам не снесли.
«Такие дома, к сожалению, есть в Иркутске, в Култуке, в Слюдянке и немного в Ангарске. Этот аварийный жилищный фонд составляет 5-6%», - отмечает Юрий Бержинский.
Учёный с уверенностью говорит, что здания, построенные полвека назад, не разрушатся: «Но это не значит, что при шести баллах подземные толчки не приведут к тяжелым последствиям и большим убыткам».
Еще один негативный момент заключается в том, что здания, возведённые в последние 20 лет, в интервале этажности от 9 и до 17 этажей никто не испытывал. Сказать, что они разрушатся, нельзя, но как они себя поведут при высоких колебаниях земной коры – неизвестно.


выдыхаем с облегчением









