Зиннер великий и ужасный
Сергей Зиннер - врач, известный журналист, автор и исполнитель песен, ледовый скульптор, резчик по дереву, победитель и призер всероссийских и международных творческих конкурсов и фестивалей. Человек увлекающийся, разносторонний, заслуживающий восхищения, но при этом невыносимо сложный, неудобный для окружающих, порой скандальный. «Это потому, что я пишу и говорю то, что думаю, и всегда отстаиваю свои права», - говорит он сам.
Он и в местную газету однажды пришел, чтобы поругаться: не так написали, не разобрались, читателей обманули! Чтобы отвязаться от правдолюбца, ему посоветовали пойти и написать, как он сам видит ситуацию. Большинство недовольных уходили и терялись, а Зиннер вернулся, статью принес. Написал хорошо, так, что люди ему поверили, а в газете вежливо предложили продолжить сотрудничество!
- С тех пор застрял в журналистике на 18 лет, - говорит он.
- Не жалел, что ушел из медицины?
- Когда я выбирал специализацию - психиатрия, думал, буду врачевать души. Но работать в медицине и здравоохранении - это две большие разницы.
Впрочем, профессиональные медицинские навыки в журналистике ему очень пригодились. Он, как врач-психиатр, понимал, когда человек лжет и пытается выкрутиться.
Лет восемь мы работали в одной газете с Сергеем. Зиннер писал аналитические материалы, вел журналистские расследования по темам, за которые, по его словам, «без резиновых перчаток нельзя браться». Больные проблемы вскрывал жестко, добывал документы, искал свидетелей. Иногда сверстанные полосы в типографию отправлять надо, оттуда уже пригрозили, что вовремя не напечатают, вся редакция на нервах, а он держит свой материал, кому-то настойчиво звонит, что-то уточняет, перепроверяет информацию. За каждое свое напечатанное слово отвечал!
Но не всякую правду хотели слышать, некоторым «главным персонажам» его статей она глаза колола. Боялись его статей, потому нередко угрожали, а в 2009 году устроили расправу - избили цепями около подъезда его дома, сломали ребра. Исполнителей потом нашли, а про заказчика до сих пор помалкивают.
Сергей к тому времени уже увлекся ледяной скульптурой. Поначалу из вредности, а потом из любви к искусству.
- Дали мне редакционное задание: написать о том, как делают ледовый городок к новогодним праздникам, - рассказывает наш герой. - Я же врач, анатомию учил, и мне некоторые неточности в изображении Снегурочки не понравились.
Руки у неё не из того места росли, он сделал замечание. В ответ услышал что-то типа «приди и сам сделай». Так он на следующий день пришел… с топором. Сначала вырубал изо льда рыбок, зайчиков и сам не заметил, как его затянуло.
- Если мне становится что-то интересно, я начинаю заниматься этим на профессиональном уровне. У меня есть композиции изо льда, снега, песка, дерева. Все материалы разные, я их не сравниваю. Мне важно передать свой взгляд на мир.
О том, как создает свои произведения, написал в стихах:
Я иду напролом,
Преступая законы природы,
Я пытаюсь создать
Существо человечьего рода.
- Большинство твоих композиций - изо льда, материала хрупкого, недолговечного. Не жалко наблюдать, как весной тают твои творения?
- Лед - материал благодарный, он постоянно разный, меняется каждую минуту в зависимости от освещения, живет недолго, но он пластичен, легок в обработке. Я даже эскизы заранее не делаю, держу в голове основную идею, а варианты её воплощения возникают уже по ходу дела.
На конкурсах на изготовление композиции дается всего несколько дней, и за это время «ледорубы» выкладываются физически и эмоционально. Попробуйте сами целый день в мороз (на конкурсе в Братске отметка в термометре за минус 40 скатывалась), под пронизывающим ветром, с пилой весом пять килограммов, ваять что-то легкое, прозрачное, духовное.
- Душу греет, что создаю людям праздник. А праздник длится недолго, приходят будни, и тает лед.
На его счету немало побед. Как ледовый скульптор он снискал мировую славу. Неоднократно его ледовые композиции называли в числе лучших на байкальской «Хрустальной нерпе», в конкурсах в Новосибирске, Екатеринбурге, на чемпионатах мира по ледовой скульптуре «Айс-Аляска», международном фестивале в Харбине. И там, где он работал, развевался флаг Ангарска.
- Деревянная скульптура при должном уходе на открытом воздухе лет пятьдесят простоит, - рассказывает Зиннер о следующем своем увлечении.
Идею резьбы по дереву подсказал старый клен у подъезда. Дерево было больным и уже погибало. Коммунальщики собирались его срубить. А Зиннер вырубил из ствола орла. Клен получил новую жизнь в гордом облике птицы.
Сергей - человек непредсказуемый: не знаешь, что ему в следующую минуту в голову придет! Кое-кто, наверное, помнит, как на одном из городских праздников на центральной площади наш герой демонстрировал возможности бензоинструмента одной известной фирмы. На глазах любопытствующих из деревянной заготовки проступал облик вождя мирового пролетариата. Когда все разошлись, надо было вывезти скульптуру. Представьте себе удивление водителя грузовика, когда ему позвонил Зиннер и попросил вывезти Ленина с площади!
Имя Зиннера мы связываем с международным фестивалем «Лукоморье» - он стоял у его истоков. Теперь парк деревянной скульптуры в Савватеевке стал достопримечательностью Ангарского городского округа и Иркутской области. Сюда привозят официальные иностранные делегации. А Сергей уже работает над новым проектом на Байкале.
- Как-то не всегда у тебя дела с организаторами ладятся. Проблемы в чем?
- В несоответствии замысла и оплаты. Замысел на мировой уровень, финансирование - по минимуму. А так не бывает.
Сергей - многодетный отец, ему семью содержать надо. Фестиваль - это полет фантазии, показ возможностей мастера, приз - поощрение, а основной заработок идет с коммерческих заказов. Зиннера дома редко застанешь - мотается по всей стране, и там, где трудится этот неуживчивый и одаренный природой человек, на память людям остается праздник.








