Опыт обращения в ФАС или попытка остановить рост цен на топливо
В этой статье речь пойдет об одном из простых способов повлиять на рост цен на топливо в Иркутской области. Описанный инструмент работает не вставая с кресла и занимает 1-2 минуты. Читатели, которые на заправках не смотрят на стенды с ценами, могут пройти мимо.
Итак, личные доходы обесцениваются, а цены в магазинах растут. Пармезан в супермаркете еще совсем недавно стоил около 500 руб./кг, сейчас он стоит 849 руб./кг в "Слате", нехило, правда? И если мы можем вместо хорошего сыра купить попроще или вообще обойтись без него, аппетит автомобиля уже является необходимостью. Стоимость топлива закладывается во многие товары и услуги. Цены на бензин растут не менее стремительнее цен на продукты. Для тех, кого кормят колеса, подорожание топлива на 5 рублей является существенным ударом по карману.
Аналитики в умных журналах делают выводы, что основная причина повышения - монополия на рынке (Forbes / "Сделано у нас"...) Специалисты по монополиям работают в Федеральной антимонопольной службе России. Самое простое, что можно сделать, спросить, а с чего, собственно в Ангарске так растут цены на бензин? Пишем.
Образец письма в ФАС:
Прошу рассмотреть жалобу на факты установления монопольно высоких цен и незаконных ценовых сговоров на розничных рынках в сфере нефтепродуктов в Иркутской области. Стоимость бензина АИ-92 на январь 2014 года составляла 29 рублей 90 копеек, на сегодняшний день (сентябрь 2014 года) стоимость бензина АИ-92 составляет 34 рубля 90 копеек. Повышение цены составляет более 116.5 % процентов, что превышает инфляцию в целом.
Довольно оперативно в ответ пришло развернутое объяснение:
В ответ на Ваше Обращение, полученное по электронной почте на адрес to38@fas.gov.ru (входящий Иркутского УФАС России от **.**.2014 № 10***) по вопросу роста цен на нефтепродукты на автозаправках г.Ангарска, Управление сообщает следующее.
Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты, цены должны формироваться на основе рыночного механизма (конкуренции). Таким образом, ни один государственный орган не вправе устанавливать фиксированные или интервальные значения цен или надбавок на данную продукцию.
В силу пункта 1 статьи 25.1. Федерального закона «О защите конкуренции» в целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства антимонопольный орган вправе проводить плановые и внеплановые проверки коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.
В перечень проверок хозяйствующих субъектов по утвержденному для Иркутского УФАС России плану на 2014 год, предприятия нефтепродуктообеспечения не внесены.
Основаниями для проведения внеплановой проверки являются, в том числе сообщения и заявления физических лиц, юридических лиц, сообщения средств массовой информации, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства в отношении конкретных хозяйствующих субъектов.
В соответствии с полномочиями, утвержденными Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (Приказ ФАС России от 26.01.2011 № 30 зарегистрирован в Минюсте России 21.03.2011 № 20204), а также на основании норм Федерального Закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Иркутское УФАС России при выявлении факта согласованных действий розничных, оптовых продавцов нефтепродуктов, установления монопольно высоких цен или иных злоупотреблений доминирующим положением при наличии надлежащих доказательств, выносит предписания об устранении нарушений и совершении действий, направленных на развитие конкуренции с наложением соответствующих административных штрафов на нарушителей.
Ситуация по увеличению розничных цен на локальных рынках розничной реализации нефтепродуктов в Иркутской области находится под постоянным контролем Иркутского УФАС России в части установления и пресечения признаков нарушения антимонопольного законодательства. На рост цен влияет ряд факторов. Это и рост мировых цен, рост отраслевых издержек, и общие инфляционные процессы в экономике нашей страны. Большое влияние оказывают налоги. Налоговая нагрузка на нефтяную отрасль в Российской Федерации (НДПИ, налог на прибыль, НДС, акцизы) составляет порядка 60 % в конечной цене нефтепродуктов.
По данным еженедельного мониторинга цен на нефтепродукты (бензин автомобильный и дизтопливо), проводимого Управлением Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области, с января 2014 г. наблюдалось равномерное повышение цен на АИ-92 на всей территории Иркутской области (в т.ч. по г. Братск, г. Иркутск, г. Ангарск, г.Тайшет). В настоящий момент индекс повышения цен на бензин АИ-92 к декабрю 2013 года составил 106,2% (выше, чем индекс роста потребительских цен в целом, который к декабрю 2013 года составил 104,1%).
Ситуация в Иркутской области аналогична ситуации в целом по Российской федерации: к августу 2014 года индекс роста цен на бензин АИ-92 опережает индекс роста потребительских цен в целом (к декабрю 2013 года 106,3% и 105,3% соответственно).
Дополнительно сообщаем, что информацию по вопросам разъяснения ФАС России ситуации на топливном рынке Российской Федерации Вы можете получить на официальном интернет-сайте: www.fas.gov.ru, в разделе «Антимонопольное регулирование»/ «в ТЭК»/ «разъяснения».
Заместитель руководителя А.В. Кулиш
Из ответа следует, что:
1. ФАС не может устанавливать цены на бензин, цена устанавливается от конкуренции. Есть ли в Иркутской области конкуренция? В центральных регионах присутствует ГАЗПРОМ и там, как известно, цена дешевле.
2. ФАС не могут проверить сети АЗС, потому что это не запланировано на 2014 год, а единичное обращение не является основанием для инициации проверки.
Следовательно, дружно отправляем электронное обращение через сайт. Образец жалобы приведен выше. Просто, быстро и в рамках закона. Никаких уличных митингов и интернет-революций. Просто отправляем письмо через сайт. Стоит хоть что-то сделать сообща ради личного блага каждого. Чем больше будет таких обращений, тем больше шансов, что на рост цен обратят внимание.
Стенд с ценам в Красноярском крае, август 2014:

Новости похожей тематики
- Цены на бензин в Иркутске снова выросли за неделю
- В Иркутской области повысились цены на бензин
- Цены на автозаправках Иркутска продолжают расти
- Внезапная "разморозка": цены на бензин подскочили в Иркутске
- Медведев потребовал разобраться с сообщениями о росте цен на бензин в Сибири
- Биржа отстранила ангарчан от торгов нефтепродуктами
- Сети АЗС заявили о готовности опустить цены на бензин до 30 рублей
Постовой,
Вы не верно трактуете ответ ФАС.
1. Государство не регулирует цены на бензин, однако оно установило налоговое бремя в 60% на каждый литр бензина. Хотите дешевый бензин? Падайте в ноги Путину, чтобы изменили налоговые ставки, ввели жесткие квоты на экспорт нефти и нефтепродуктов 
2. ФАС вправе оштрафовать компании за ценовой сговор, штраф уйдет в пользу государства. Вам с того, что Вы переплатили не вернется ни копейки. Не факт, что после штрафа цены будут снижены, т.к. маржа с продажи бензина вполне может превышать в несколько десятков раз размер штрафа 
3. Массовые обращения в ФАС по поводу роста цен на топливо так же не является основанием для проведения проверок. Мало того, совсем недавно Высший арбитражный суд своим решением признал незаконными методические рекомендации Федеральной антимонопольной службы России, на основании которых ведомство проводило внеплановые выездные проверки без возбуждения антимонопольного дела с целью поиска признаков нарушений
Нет, я ни в коем случае не отговариваю Вас от написания жалоб, я сам автолюбитель и меня точно так же, как и Вас, "кусают" цены на бензин. Я лишь обратил Ваше внимание на то, что Вы не с той стороны подходите к вопросу 
цены на бензин (росли) постоянно не зависимо от политической ситуации что на внутренней арене что на мировой, группа людей в дальнейшем преступники совершающие преступления против народа сговариваются и повышают необоснованно цены, значит воруют у Вас у меня и у других жителей, сейчас им выгодно сказать что это все от санкций запада, НО молчат потому что знают, что это не так, и боятся что в этом случаи по указке ВВП их точно возьмут за ж....у без всяких графиков ФАС.
Мое мнение провести проверку без всяких графиков и в случаи выявленных нарушений направлять дело в суд, а судом на север, пусть мох курят.
присоединяюсь: отправил письмецо.
Массовые обращения в ФАС по поводу роста цен на топливо так же не является основанием для проведения проверок. Мало того, совсем недавно Высший арбитражный суд своим решением признал незаконными методические рекомендации Федеральной антимонопольной службы России, на основании которых ведомство проводило внеплановые выездные проверки без возбуждения антимонопольного дела с целью поиска признаков нарушений
можно реквизиты решения?
Вперед на Карфаген!
Стоимость бензина АИ-92 на январь 2014 года составляла 29 рублей 90 копеек, на сегодняшний день (сентябрь 2014 года) стоимость бензина АИ-92 составляет 34 рубля 90 копеек. Повышение цены составляет более 116.5 % процентов
Странная математика. У меня получается 16,72% Что я делаю не так? 
Ну ты заходи... Если что...
цены на бензин (росли) постоянно не зависимо от политической ситуации что на внутренней арене что на мировой, группа людей в дальнейшем преступники совершающие преступления против народа сговариваются и повышают необоснованно цены,
Более всего забавляет когда в одно время объясняют повышение внутренних цен падением цен на нефть на мировых биржах, а в другой раз их ростом. В первом случае снижением доходов от продажи, а во втором случае увеличением объема отчисляемых налогов с увеличившихся доходов. Мистика!
3. Массовые обращения в ФАС по поводу роста цен на топливо так же не является основанием для проведения проверок. Мало того, совсем недавно Высший арбитражный суд своим решением признал незаконными методические рекомендации Федеральной антимонопольной службы России, на основании которых ведомство проводило внеплановые выездные проверки без возбуждения антимонопольного дела с целью поиска признаков нарушений
Спасибо за решение! Боюсь только, что ВАС по существу требований ничего не сказал. Отменил по формальному обстоятельству, что не опубликован, ибо НПА.
Однако материальные требования Заявителя о несоответствии Конституции, Законам, Приказам и т.д. суд опустил и не дал им правовую мотивацию. Соответственно, по существу все останется также после официальной публикации.
Вперед на Карфаген!
мне пришел ответ от ФАС:
Иркутское УФАС России рассмотрело Ваше обращение, поступившее по электронной почте 16.09.2014г., о повышении цен на нефтепродукты на автозаправках в Иркутской области и сообщает следующее.
В соответствии с полномочиями, утвержденными Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (Приказ ФАС России от 26.01.2011 №30 зарегистрирован в Минюсте России 21.03.2011 №20204), а также на основании норм Федерального Закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», к задачам антимонопольных органов отнесено выявление фактов соглашений, согласованных действий, установления монопольно высоких цен или иных злоупотреблений доминирующим положением. При наличии надлежащих доказательств, антимонопольный орган принимает решения (выносит предписания) об устранении нарушений и совершении действий, направленных на развитие конкуренции с наложением соответствующих административных штрафов на нарушителей.
Основаниями для возбуждения дел и привлечения к ответственности являются, в том числе заявления физических лиц, указывающих на признаки нарушения антимонопольного законодательства в отношении конкретных хозяйствующих субъектов ( пункт 2 части 2 статьи 39 ФЗ «О защите конкуренции»).
Порядок подачи указанных заявлений установлен статьей 44 ФЗ «О защите конкуренции» и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339.
Частью 1 статьи 44 Закона о защите конкуренции и пунктом 3.6 Административного регламента также предусмотрено, что заявление должно содержать сведения о заявителе (фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес места жительства для физического лица); имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подается заявление; описание нарушения антимонопольного законодательства; существо требований, с которыми заявитель обращается; перечень прилагаемых документов.
Согласно части 2 статьи 44 Закона о защите конкуренции к заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства.
Таким образом, для признания Вашего обращения заявлением о нарушении антимонопольного законодательства, оно должно обладать вышеуказанными атрибутами и содержать сведения о заявителе и предполагаемом нарушителе (наименование, адрес места нахождения лица или АЗС). В заявлении должны быть указаны ставшие Вам известными сведения о совершенном антимонопольном правонарушении конкретным хозяйствующим субъектом (например: установление монопольно высокой цены, достижение антиконкурентного соглашения) и представлены доказательства их подтверждающие либо информация о месте возможного получения таких доказательств.
В этой связи следует отметить, что само по себе изменение розничной цены на ГСМ в целом по муниципальному образованию не может рассматриваться как доказательство наличия нарушения антимонопольного законодательства.
Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты, цены должны формироваться на основе рыночного механизма (конкуренции). Таким образом, ни один государственный орган не вправе устанавливать фиксированные или интервальные значения цен или надбавок на данную продукцию.
ФАС России и его территориальные органы осуществляют еженедельный мониторинг розничных рынков нефтепродуктов по трем муниципальным образованиям Иркутской области в разрезе отдельных продавцов. Собранные данные обрабатываются и агрегируются для выявления наличия возможных признаков нарушения антимонопольного законодательства.
ФАС России в октябре 2014г. завершит расследование по возможным нарушениям в ценах на нефтепродукты и по его результатам будет решаться вопрос о принятии соответствующих мер антимонопольного реагирования.
Информацию по вопросам разъяснения ФАС России ситуации на топливном рынке Российской Федерации Вы можете получить на официальном интернет-сайте: www.fas.gov.ru, в разделе «Антимонопольное регулирование»/ «в ТЭК»/ «разъяснения».
На основании изложенного Ваше обращение оставлено без рассмотрения. Вместе с тем, Иркутское УФАС России готово вернуться к рассмотрению данного вопроса по существу в случае устранения указанных недостатков и предоставления доказательств нарушения антимонопольного законодательства.
Уведу тебя в горы, пиши
В заявлении должны быть указаны ставшие Вам известными сведения о совершенном антимонопольном правонарушении конкретным хозяйствующим субъектом (например: установление монопольно высокой цены, достижение антиконкурентного соглашения) и представлены доказательства их подтверждающие либо информация о месте возможного получения таких доказательств.
Рядовой автолюбитель должен взять на себя роль прокурора или работника СКР? Совсем чиновники обленились?
Ща, бегу в управу Иркутскнефтепродукт, ставлю там прослушки, лезу в их сетку, добываю инсайдерскую инфу и на тарелочке выкладываю это все для ФАС? Нереально.
И вы тудаже или оттудаже. Я тут в одноклассниках на эту тему распинался и видимо тут нужно повторить. Быстро и надеюсь понятно.
Почему цена на Ангарский бензин в Ангарске такая высокая ?
Если просто ответить, то потому что это капитализм малыш. А если расширить ответ, то
цена в Ангарске = оптовая цена из ближайшего региона + стоимость перевозки.
Поэтому на заправках Ангарский бензин чуть дешевле, чем если бы этот бензин привести из Омска.
Это несправедливо и РОСНЕФТЬ может легко снизить стоимость бензина на месте.
Может, но не будет. Причин тут несколько:
1. Сверхприбыль. Кто откажется от бабла ?
2. Повод конкурентам обратиться в тот же ФАС о том, что РОСНЕФТЬ монополизирует рынок в Ангарске демпингом цен. И это будет рассмотрено и РОСНЕФТЬ могут наказать.
Капитализм он такой.
А что делать ?
А нихрена сынки, вы не сделаете. Обрашения в ФАС, митинги, требования ничего не исправят в этой ситуации. Как показала практика выше.
Почему цена не бензин (энергию, транспорт) ВСЕГДА РАСТЁТ ?
И будет расти ВСЕГДА. И вот почему.
Во времена СССР все производственные мощности проектировались с учётом единых производственных цепочек. Это позволяло государству за счёт сверхприбылей дотировать другие части экономики.
Никто не задумывался, почему бензин в Ангарске стоил столько же сколько и в Чите, хотя он тут производился. А связано это было с тем, что государство, получая сверхприбыль при продаже бензина в Ангарске дотировало его транспортировку в Читу.
Переворот в 90-х годах, когда всем рассказывали сказки про рынок, капитализм и всеобщее счастье задача была простая. Перенаправить эти сверхприбыли из государственного бюджета в собственные карманы. Что и произошло. Откуда вдруг столько миллордеров и мультимиллионеров появилось за считанные недели и месяцы.
В итоге. Структура производственных и промышленных цепочек осталась со времён СССР, но теперь на каждом этапе присутствует частный интерес, задача которого получение прибыли.
Фактические у нас нет конкуренции в низовой основе. По той простой причине, что структура всего базового производственного потенциала осталась со времён госпланирования, но теперь все сверхдоходы направляются в частный карман, а не распределяются внутри экономики.
Это привело например к тому, что развитие этих отраслей экономики требует постоянного вливания средств. Если в советские времена эти средства брались из сверходоходов других отраслей или даже внутри самой отрасли, то теперь эти средства берутся из кармана потребителя, отсюда постоянные рост цен в базовых отраслях, который провоцирует дальнейший рост цен.
Пока не сменится экономическая модель государственного устройство страны, всё останется так как есть.
Постоянный рост цен, причём на который не влияет внешняя конъюнктура. Растёт цена на нефть или падает в мире - на ситуацию внутри наших базовых отраслей это не влияет никак, потому что они по-сути структурно были сформированы в закрытой экономике и в ней же и остались, а потому внешние факторы как влияли слабо, так и влияют. Плюс добавились факторы коррупции, личного обогащения и жажды наживы.
Вот такая вот вышла загогулина. Ну, а кому не особо нравится этот пост, может продолжать строчить обращения в ФАС и кричать какие все козлы.




































