Типовые проекты и уникальные объекты
В архитектуре каждого города есть отличительные детали. Если их убрать, улицы потускнеют, потеряют свой шарм. В городе Касли это кованые чугунные украшения, в Иркутске - резьба по дереву, в Ангарске - лепнина.
Детали в образе города
В историко-архитектурном исследовании Ангарска говорится: «…застройка проспектов Ленина и Сталина (Карла Маркса) осуществлялась типовыми домами повторного применения, разработанными в мастерской Ленинградского отдела Горстройпроекта на основе типовых секций». Но разве похожи дома в центре Ангарска на обычные, типовые?
Центр города обрел индивидуальность благодаря смелости архитекторов. В исследовании международной рабочей группы по документации и консервации зданий, достопримечательных мест и объектов градостроительства отмечается: «Интенсивное строительство пришлось на вторую, кризисную, половину 1950-х годов, когда застройка городов велась уже исходя из утилитарных, чисто строительных требований. Но если в других сибирских городах резкая смена приоритетов привела к тому, что ряд градостроительных замыслов так и не был завершен, то в Ангарске реализация генерального плана прошла без ущерба, в том числе и для его архитектурного образа. В результате Ангарск занимает особое место в истории отечественного градостроительства».
У нас даже типовые проекты воплотились в уникальные объекты. К примеру, дом культуры физико-энергетического института в Обнинске и Дворец культуры «Нефтехимик» строились примерно в одно время и по одному проекту. Но в Обнинске дом культуры - отдельно стоящее здание в парке, оно даже не включено в список городских достопримечательностей. В Ангарске архитекторы сделали Дворец культуры частью архитектурного ансамбля центральной площади. В его внутреннем и внешнем убранстве присутствует около 10 000 архитектурных украшений. Он заслужил статус историко-культурного наследия.
Не только дворец, но и жилые дома в центре города отличает от остальной, «индустриальной» застройки наличие элементов декоративного убранства: колонны и полуколонны, балконы, лепнина, пояски орнаментов. Элементы архитектурного убранства придали зданиям своеобразие и нарядный вид.
Однажды мне довелось пообщаться с архитектором Маргаритой Зарайской, человеком, бесконечно преданным нашему городу. Она рассказала, что лепнину делали одновременно с возведением объектов. Зачастую мастерские по изготовлению декоративных элементов находились в подвалах строящихся домов. Иногда лепщики получали готовый рисунок, но бывало и так, что архитектор лишь в общих чертах объяснял, как нужно оформить фасад, и мастера создавали украшения по собственным эскизам.
Так наряду с классикой появлялись элементы народного творчества. Рядом с фасадами, украшенными ионическим ордером, можно увидеть древние славянские символы - голубей на ветках винограда (ими украшали дома, желая новоселам мира и богатства).
Геолог - заключенный - скульптор
Имя одного из мастеров удалось узнать благодаря его родственникам. Несколько лет назад к директору Музея Победы Ларисе Давыдовой обратились приезжие из Москвы - семья Светловых, родственники Леонида Степановича Горшкова, бывшего заключенного «Китойлага». Они изучали историю своей семьи и привезли фотографии. Взглянув на них, Лариса Анатольевна сразу узнала скульптурное изображение сажающих дерево мальчика и десовочки, которое до сих пор находится на фасаде дошкольного учреждения №41 на улице Ленина, балерину и части барельефа «Танцы народов мира» над сценой в театральном зале Дворца культуры «Нефтехимик». Гости были немало удивлены, что творения их деда до сих пор находятся в целости и сохранности.
Родственники поделились с Музеем Победы фотографиями из семейного архива. Еще тогда мы показали фото Татьяне Викторовне Бачиной. Она узнала место, где находилась мастерская. Это павильон в парке за Дворцом культуры.
Позже Светловы прислали письмо и рассказали о своей поездке в Сибирь и о судьбе деда.
Семья Горшковых проживала в старинном казачьем селе Головинское (по трассе между Черемхово и Заларями). Гражданская война не обошла стороной ни одну деревеньку на просторах великой Российской империи. В крепкой кулацкой семье Горшковых, кроме Леонида, было еще шестеро братьев, идеи всеобщего равенства им были чужды. До революции они не бедствовали и к советской власти особых симпатий не питали. Это и определило их участие в Гражданской войне на стороне Колчака.
После разгрома колчаковского движения оставшиеся в живых Горшковы перебрались сначала в Кутулик, затем в Иркутск, но уйти от преследования властей было непросто. Один из братьев, Владимир, уехал в Москву и сменил фамилию, а Леонид работал в геологической партии.
В годы Великой Отечественной войны Горшковы воевали за Родину, а не за советскую власть. Четверо из братьев погибли на фронте, один умер в госпитале сразу после войны. В живых остался только Леонид Степанович. Он вернулся к привычной работе в геологической партии.
Ему доверяли возить отчеты об изысканиях в Москву. Однажды он выпил в компании и в ответ на тост «За товарища Сталина!» ответил: «Придет время, и от вашего Сталина останется куча дерьма». Вскоре по доносу Леонид Горшков был арестован. Этого высказывания хватило, чтобы получить немалый срок. Далее этапом в Сибирь. Он был направлен в «Китойлаг» в строящемся Ангарске, недалеко от родных мест.
На зоне обратили внимание на художественные способности заключенного, направили его в мастерские по изготовлению декоративных элементов. А вскоре заменили отсидку на ссылку-поселение.
Специального образования у Леонида Степановича не было. Страсть к рисованию, лепке у Горшковых наследственная. В семье хранятся художественные шедевры (с точки зрения авторов письма) прадеда Степана Горшкова, датированные 1897-1901 годами.
Автором барельефа о веселом, беззаботном празднике жизни «Танцы народов мира» называют Пастухова, а в его создании принимал участие человек, хлебнувший немало горя, прошедший две войны, заключенный сталинских лагерей.
Интенсивное строительство пришлось на вторую, кризисную, половину 1950-х годов
интересно, в чем проявлялся кризис в СССР второй половины 1950-х гг? 
застройка городов велась уже исходя из утилитарных, чисто строительных требований.
вообще-то есть устойчивое обозначение этого процесса: "борьба с архитектурными излишествами".





